Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
Закон об образовании однозначно трактует федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования как основу государственных гарантий уровня и качества образования (в нашем случае — дошкольного) на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. ФГОС ДО нужен для обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста — где бы он ни проживал на территории России (в большом городе или труднодоступной деревне, на западе или востоке, на юге или севере нашей страны), в какой бы семье ни воспитывался:
- одинаково хорошие условия дошкольного образования в детском саду;
- такое содержание дошкольного образования, которое обеспечит ребенку полноценное развитие в специфических детских видах деятельности (прежде всего — в игре) и достижение такого уровня развития, который позволит ребенку быть успешным при дальнейшем обучении.
Вместе с тем принципы, которые лежат в основе Стандарта, предусматривают вариативность содержания дошкольного образования, которое обеспечивает развитие ребенка, и учет индивидуальных особенностей детей. Это следующие принципы:
1.поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2.личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3.уважение личности ребенка;
4.реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Стандарт создан не для того, чтобы всех детей дошкольного возраста мерить единой меркой. Стандарт:
- сохраняет вариативность программ дошкольного образования;
- предусматривает свободу выбора средств и методов, педагогических технологий и приемов дошкольного образования;
- позволяет учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка;
- позволяет оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.
Таким образом, как говорит академик А.Г. Асмолов, руководитель рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования, дошкольный Стандарт — это стандарт вариативности и развития, нестандартный Стандарт.
С 1 сентября 2023 года дошкольные образовательные учреждения работают по новым алгоритмам. Теперь ДОУ составляют образовательные программы с учетом ФГОС ДО и ФОП ДО. Такое требование зафиксировано в приказе Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
ФОП ДО предусматривает базовый уровень требований, которые предъявляются в отношении объема, содержания и результатов работы с дошкольниками в ДОУ. Программа дает возможность реализации ряда главных функций дошкольного образования, а именно:
- Обучение и воспитание детей (подопечных ДОУ) как граждан РФ. Специалисты формируют основы гражданской и культурной идентичности ребенка. Содержание основ и применяемые средства зависят от возраста малыша.
- Создание единого ядра содержания дошкольного образования. Ориентиром здесь является приобщение воспитанников к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям русского народа. Важно, чтобы подопечные детского сада знали и уважали культуру и историю собственной семьи, города и страны.
- Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до зачисления в школу. В рамках этой функции всем детям и их родителям (законным представителям) должны быть обеспечены идентичные по качеству условия ДО, независимо от того, где они проживают.
Реализация ФОП ДО дает возможность совместить образовательный и воспитательный процессы воедино на основе традиций и современных практик ДО. В рамках такой методики единый процесс подкрепляется большим количеством культурных ценностей.
ФГОС ДО и ФОП – это базы, на основании которых ДОУ разрабатывают и утверждают свои образовательные программы. Обязательная часть последних должна соответствовать федеральной образовательной программе, при ее оформлении делается ссылка на ФОП.