Образовательные стандарты и требования

О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах

Закон об образовании однозначно трактует федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования как основу государственных гарантий уровня и качества образования (в нашем случае — дошкольного) на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. ФГОС ДО нужен для обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста — где бы он ни проживал на территории России (в большом городе или труднодоступной деревне, на западе или востоке, на юге или севере нашей страны), в какой бы семье ни воспитывался:

  • одинаково хорошие условия дошкольного образования в детском саду;
  • такое содержание дошкольного образования, которое обеспечит ребенку полноценное развитие в специфических детских видах деятельности (прежде всего — в игре) и достижение такого уровня развития, который позволит ребенку быть успешным при дальнейшем обучении.

Вместе с тем принципы, которые лежат в основе Стандарта, предусматривают вариативность содержания дошкольного образования, которое обеспечивает развитие ребенка, и учет индивидуальных особенностей детей. Это следующие принципы:

1.поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2.личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3.уважение личности ребенка;

4.реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Стандарт создан не для того, чтобы всех детей дошкольного возраста мерить единой меркой. Стандарт:

  • сохраняет вариативность программ дошкольного образования;
  • предусматривает свободу выбора средств и методов, педагогических технологий и приемов дошкольного образования;
  • позволяет учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка;
  • позволяет оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.

Таким образом, как говорит академик А.Г. Асмолов, руководитель рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования, дошкольный Стандарт — это стандарт вариативности и развития, нестандартный Стандарт.

С 1 сентября 2023 года дошкольные образовательные учреждения  работают по новым алгоритмам. Теперь ДОУ  составляют образовательные программы с учетом ФГОС ДО и ФОП ДО. Такое требование зафиксировано в приказе Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».

ФОП ДО предусматривает базовый уровень требований, которые предъявляются в отношении объема, содержания и результатов работы с дошкольниками в ДОУ. Программа дает возможность реализации ряда главных функций дошкольного образования, а именно:

  • Обучение и воспитание детей (подопечных ДОУ) как граждан РФ. Специалисты формируют основы гражданской и культурной идентичности ребенка. Содержание основ и применяемые средства зависят от возраста малыша.
  • Создание единого ядра содержания дошкольного образования. Ориентиром здесь является приобщение воспитанников к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям русского народа. Важно, чтобы подопечные детского сада знали и уважали культуру и историю собственной семьи, города и страны.
  • Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до зачисления в школу. В рамках этой функции всем детям и их родителям (законным представителям) должны быть обеспечены идентичные по качеству условия ДО, независимо от того, где они проживают.

Реализация ФОП ДО дает возможность совместить образовательный и воспитательный процессы воедино на основе традиций и современных практик ДО. В рамках такой методики единый процесс подкрепляется большим количеством культурных ценностей.

ФГОС ДО и ФОП – это базы, на основании которых ДОУ разрабатывают и утверждают свои образовательные программы. Обязательная часть последних должна соответствовать федеральной образовательной программе, при ее оформлении делается ссылка на ФОП.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Собственные утвержденные ДОУ образовательные стандарты отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie