Страничка психолога

Кто такой психолог и чем он занимается?

Хочется немного рассказать о том, кто такой педагог-психолог и в чём заключается его работа. Несмотря на то, что внедрение  должности практического психолога в образовательные учреждения началось в 1988 г., содержание его деятельности остаётся для многих как родителей, так и педагогов не понятно.

    Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи:

1.  Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;

2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.

3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

  Основные виды деятельности педагога-психолога: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическое консультирование, а так же коррекционно-развивающая работа.

   Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях.

 Психологическая профилактика - малоразработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. 

 Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:

  •  выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии,  диагностика адатированности к дошкольному или школьному  учреждению;
  • определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  • раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
  • определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

    Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу  администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.

   В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования — максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Воспитатели часто обращаются к психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми. Родители часто обращаются с проблемами: как готовить детей к школе, отсутствие у детей выраженных интересов, плохая память, неорганизованность, несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость или робость, боязливость

Программа тренинговых занятий с родителями МЫ ВМЕСТЕ

Цикл занятий состоит их 3 блоков, проводимых в групповых формах:

· тренинги с родителями,

· семинары-практикумы,

· совместные тренинги для детей и родителей.

Блок тренингов с родителями направлен на гармонизацию детско-родительских отношений, осознание родителями личностных проблем и их влияния на эмоциональную сферу ребенка, анализ распределения семейных ролей, межличностных взаимоотношений, анализ проблем взаимодействия в системе ребенок-родитель, личностных проблем родителей, снятию эмоционального напряжения.

Ожидаемые результаты. В результате работы в родительской группе нормализуются родительские установки, представления, развивается сензитивность по отношению к ребёнку и другим членам семьи.

Блок семинаров-практикумов с родителями (психопрофилактический блок) способствует ознакомлению родителей с психологическими особенностями детей с трудностями в эмоциональном развитии, способами коррекции и взаимодействия с данной категорией детей.

Ожидаемые результаты. В результате психопрофилактической работы родители получат психолого-педагогические знания, необходимые для воспитания ребёнка-дошкольника.

Блок совместных тренингов ребёнка и родителей даёт богатый диагностический материал и помогает родителю увидеть новое, в ребёнке, получить обратную связь о стиле своего воспитания и особенностях взаимодействия с ребёнком, отследить и осознать свои переживания в процессе выполнения игровых упражнений.

Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию технологии «Мультипликация (анимация)»

Использование анимации в образовательном процессе позволяет стимулировать познавательную активность и инициативность у современного цифрового поколения детей. Мультипликационные фильмы любят дети разного возраста, особенно дошкольники. Яркие, образные, зрелищные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные, с другой стороны мультфильмы близки по своим развивающим и воспитательным возможностям к сказке, к игре. При просмотре мультфильма ребёнок ассоциирует себя с героем, берёт с него пример поведения. Наибольший развивающий потенциал анимация содержит в тот момент, когда ребёнок перестаёт быть зрителем и становится создателем мультфильма. Благодаря современным техническим средствам и компьютерным технологиям мультипликация стала доступна для всех. Таким образов возникла идея использовать технологию мультипликации для разностороннего развития детей. Работа над созданием мультфильма несёт неоценимую пользу в развитии личности ребёнка, его познавательной активности, коммуникативных качеств и творческого потенциала. Общие знания о специфике работы над анимационным фильмом дают представление о технологиях создания кино и, что очень важно, формируют уважительное отношение к коллективному труду и его результатам. Особенностью технологии является то, что процесс создания мультфильма сам по себе интересен и увлекателен. И в конце трудоемкой работы ребёнок получает результат в форме законченного видеопродукта. 

Этапы применения анимации в образовательном процессе.

Первый этап - знакомство детей с мультфильмами, изготовленными в разных техниках: рисованные, кукольные, пластилиновые, сыпучая анимация и пр. После просмотра мультфильмов следует организовать беседу о них, обсудить поведение героев, обратить внимание, как художник их изобразил, какие черты подчеркнул в персонаже, говорить о том, что над созданием мультфильма работает много людей, рассмотреть титры, выяснить названия и содержании профессий.

Второй этап - непосредственно съёмка собственных мультфильмов. Создание мультфильма – это сложный многогранный, многоступенчатый процесс.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie